Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 197 имени В.Маркелова»

 

СОГЛАСОВАНО:

Председатель  методического совета школы

_________ Т.В. Зарипова

«____» _______________  2016г

                                           УТВЕРЖДАЮ:

                 Директор МБОУ «СОШ №197»    

                  _____________ М.В. Васильева

                 «_____» ______________ 2016г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа внеурочных занятий

 «Удивительный мир науки»

с учетом требований ФГОС

на 2016/2017 учебный год

 

для учащихся 6 классов

 

срок реализации 1 год

 

 

 

Учитель физики

Кисленко Е.С.

 

 

 

 

 

 

 

Северск 2016

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа учебного предмета «Физика» разработана для обучающихся 6А, 6Б классе на 2016-2017 учебный год.

Рабочая программа по предмету составлена в соответствие с требованиями  Федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы образовательного учреждения (основная школа), авторской программы А.Е.Гуревича «Физика и химия 5–6 классы» и с учетом того, что в 2015-2016г  в данном классе курс «Удивительный мир науки» проводился в объеме 34 учебных часа в год.

Программа отражает содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных работ и опытов, выполняемых обучающимися.

  Программа рассчитана на 34 часов (1 час  в неделю).

 Для изучения программного материала по предмету используется  учебник  «Физика и химия. 5-6 классы» (учебник для  общеобразовательных учреждений, авторы А.Е.Гуревич, Д.А.Исаев, Л.С.Понтак, год  издания учебников -  2011-2012). 

              Основная форма организации учебного процесса – урок.

           Технология обучения – технология проблемного обучения.

              Виды и формы контроля:

 

Вид контроля

Форма контроля

  •  

индивидуальный опрос

фронтальный опрос

  •  

физический диктант

  •  

решение задач

  •  

лабораторная работа

лабораторный опыт

графический

  •  
  •  

 

самоконтроль

 

 

    Физика как учебные предмет в системе основного общего образования играет фундаментальную роль в формировании у обучающихся системы научных представлений об окружающем мире, основ научного мировоззрения. В процессе изучения предмета решаются задачи развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников, овладения ими основами диалектического мышления, привития вкуса к постановке и разрешению проблем. Приобретённые школьниками физические знания являются в дальнейшем базисом при изучении биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Своими целями, задачами и содержанием образования предмет «физика» должен способствует формированию функционально грамотной личности, т.е. личности, которая способна использовать уже имеющиеся у неё знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений и  которая способна осваивать новые знания на протяжении  всей жизни.

 

Основные линии развития обучающихся средствами курса «Удивительный мир науки»

 

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на реализацию следующих линий развития обучающихся средствами предмета:

 1) Формирование основ научного мировоззрения и физического мышления. Освоение знаний об основных методах научного познания природы, характерных для естественных наук (экспериментальном и теоретическом); физических  явлениях; величинах, характеризующих явления; законах, которым явления подчиняются.

2) Проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов. Умение обрабатывать  результаты наблюдений или измерений и представлять их в различной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения природных явлений, принципов действия отдельных технических устройств, решать физические задачи.

3) Диалектический метод познания природы.  Формирование понимания  необходимости усвоения физических знаний как ядра гуманитарного образования, необходимости общечеловеческого контроля   разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития общества и разрешения глобальных проблем.

4) Развитие интеллектуальных и творческих способностей. Умение ставить  и разрешать проблему при индивидуальной и коллективной   познавательной деятельности.

5) Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни. Оценка результатов своих действий, применения ряда приборов и механизмов;  обеспечение рационального и безопасного поведения по отношению к себе, обществу, природе.

При преподавании физики в 5-6 классах достижение сформулированных выше  общих линий развития обучающихся осуществляется  в объёме, определяемом содержанием учебного предмета в данном классе.

 

Общая характеристика учебного курса «Удивительный мир науки»

 

Физика вместе с другими предметами (курс «Окружающий мир» начальной школы, физическая география, биология) составляет непрерывный школьный курс естествознания.

Построение логически связанного курса опирается на следующие идеи и подходы:

Усиление роли теоретических знаний с максимально возможным снижением веса математических соотношений, подчас усваивающихся формально. Использование теоретических знаний для объяснения физических явлений повышает развивающее значение курса физики, ведь школьники приучаются находить причины явлений, что требует существенно большей мыслительной активности, чем запоминание фактического материала.

Генерализация учебного материала на основе  ведущих идей, принципов физики.         Задачам генерализации служит  широкое использование обобщенных планов построения ответов и ознакомление учащихся с особенностями различных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация).

Усиление практической направленности и политехнизма курса.  С целью  формирования и развития познавательного интереса учащихся к предмету преподавание физики ведётся с широким привлечением демонстрационного эксперимента, включающего   и  примеры практического применения физических  явлений и законов. Учениками выполняется значительное число фронтальных экспериментов и лабораторных  работ, в  том числе и связанных с изучением технических приборов. Предлагается решение задач с техническими данными, проведение самостоятельных наблюдений учащимися при выполнении ими домашнего задания, организация внеклассного чтения доступной научно-популярной литературы, поиски физико-технической информации в Internet.

В качестве ведущей методики при реализации программы рекомендуется использование проблемного обучения. Это способствует созданию положительной мотивации и интереса к изучению предмета, активизирует обучение. Совместное решение проблемы развивает коммуникабельность, умение работать в коллективе, решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные предметные, интеллектуальные и общие знания, умения и навыки.

На этапе введения знаний используется технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет организовать исследовательскую работу учащихся на уроке и самостоятельное открытие знаний. На уроке введения новых знаний постановка проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и организации выхода из нее одним из трех способов: 1) учитель сам заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему; 2) ученики осознают противоречие и формулируют проблему; 3) учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы.

Индивидуальная работа при выполнении домашних заданий в соответствии с выбранной образовательной траекторией (принцип минимума и максимума) развивает способность учащегося самостоятельно мыслить и действовать, нести ответственность за результаты своего труда.

 

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного курса «Удивительный мир науки»

Личностными результатами изучения курса являются следующие умения:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:

-  вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;

- учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их изменения. 

Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.

Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.

Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Учиться  выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение своего здоровья, а также близких людей и окружающих.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.

 

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и, прежде всего, продуктивные задания учебника, нацеленные на:

- формирование  основ научного мировоззрения и физического мышления;

- воспитание убежденности в возможности диалектического познания природы;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей.

Метапредметными результатами изучения курса «Физика» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.

Работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами и  дополнительные: справочная литература, физические приборы, компьютер.

Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства.

Самостоятельно осознавать  причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

Средством формирования регулятивных УУД служит соблюдение технологии проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

 

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.

Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Представлять  информацию в виде  конспектов, таблиц, схем, графиков.

Преобразовывать информацию  из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.

Использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.

Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать  правила информационной безопасности.

Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче программно-аппаратные средства и сервисы.

Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:

- проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов;

- воспитание убеждённости в возможности диалектического познания природы;

- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни.

 

Коммуникативные УУД:

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

Учиться критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Различать в письменной и устной речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы, факты),  гипотезы, аксиомы, теории.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством  формирования коммуникативных УУД служит соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения предмета «Физика» являются следующие умения:

Формирование основ научного мировоззрения и физического мышления:

- различать экспериментальный и  теоретический способ познания природы;

- характеризовать понятие об атомно-молекулярном строении вещества и трёх состояниях вещества.

 

Проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов:

- оценивать абсолютную погрешность  измерения, применять метод рядов.

 

Диалектический метод познания природы:

- обосновывать взаимосвязь характера теплового движения частиц вещества и свойств вещества.

 

Развитие интеллектуальных и творческих способностей:

- разрешать учебную проблему при введении понятия  плотности вещества.

Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни:

- определять цену деления  измерительного прибора;

- измерять массу и объём тела, температуру тела, плотность твёрдых тел и жидкостей;

- на практике применять зависимость быстроты процесса диффузии от температуры вещества.

 

Программа предусматривает формирование у школьников следующих общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

 

Содержание учебного предмета «Удивительный мир науки»  (6 класс)

 

 

Учебно-тематический план

 

п/п

 

Раздел

 

Тема раздела

 

Количество  часов

В том числе

изучение материала

лабораторная работа

1

Электрические явления

 

5

3

2

2

Световые явления

 

7

6

1

3

Звуковые явления

 

5

5

-

4

Давление

 

11

11

-

5

Тепловые явления

 

6

4

2

Всего

34

29

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование курса «Удивительный мир науки» в 6А, 6Б классах

 

№ урока

Дата прохож-дения темы

Тема урока

Основные виды

учебной деятельности обучающихся

Формирование УУД

Вид

контроля

Форма

контроля

Домашнее задание

 

План

факт

 

 

 

 

 

 

Электрические явления (5 часа)

1

 

 

Электрические явления. Электризация. Электрический ток.

Характеризовать понятия, связанные с электрическими явлениями.

 

Регулятивные УУД:

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.

Использовать наряду с основными средствами и  дополнительные: справочная литература, физические приборы.

Давать оценку своим личностным качествам.

 Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.

Преобразовывать информацию  из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.

Коммуникативные УУД:

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Различать в устной речи мнение, доказательства,  гипотезы, теории.

Устный

Практический

Фронтальный опрос

Индивидуальный опрос

Лабораторный опыт

Тетрадь. Словарные слова

2

 

 

Лабораторная работа №1 «Определение цены деления амперметра и вольтметра»

Пользоваться измерительными приборами

 

Практический

Лабораторная работа

 

Отчет

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

Электрическая цепь. Элементы электрической цепи

Знать основные понятия раздела

Практический

Фронтальный опрос

 

Тетрадь. Элементы цепи

4

 

 

Лабораторная работа №2 «Сборка простейшей электрической цепи»

Пользоваться измерительными приборами

 

Практический

 

 

 

 

 

Лабораторная работа

 

 

 

Отчет

5

 

 

Контрольная работа №1 «Электрические явления»

Знать основные понятия раздела

Практический

Индивидуальный опрос

 

тетрадь

Световые явления (7 часов)

6

 

 

Световые явления -  Основные понятия. Источники света

Характеризовать световые явления (Н).

Разрешать учебную проблему (П).

Использовать обобщенный план построения ответа

 

Регулятивные УУД:

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.

Использовать наряду с основными средствами и  дополнительные: справочная литература, физические приборы.

Давать оценку своим личностным качествам.

 Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.

Преобразовывать информацию  из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.

Коммуникативные УУД:

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Различать в устной речи мнение, доказательства,  гипотезы, теории.

Устный

Фронтальный опрос

 

Словарные слова

7

 

 

Плоское зеркало. Закон отражения света.

Знать материал раздела

Устный

Фронтальный опрос

Индивидуальный опрос

Тетрадь

8

 

 

Линзы. Виды линз.

Характеризовать линзы (Н).

Разрешать учебную проблему (П).

Использовать обобщенный план построения ответа

 

Устный

Фронтальный опрос

Индивидуальный опрос

Тетрадь

9

 

 

Преломление света.Лабораторная работа № з

«Наблюдение преломления света»

Пользоваться измерительными приборами

 

Практический

Лабораторная работа

Отчет. 

10

 

 

Солнечное и лунное затмение

Знать материал раздела

Практический

Фронтальный опрос

Индивидуальный опрос

Реферат

11

 

 

Глаз и зрение.

Конференция «Взгляд на зрение с точки зрения физики»

Знать материал раздела

Устный

Фронтальный опрос

Индивидуальный опрос

Тетрадь

Знать материал раздела

Устный

 

Индивидуальный опрос

Реферат

12

 

 

Контрольная работа №2 «Световые явления»

Знать материал раздела

Практический

Контрольная работа

Тетрадь

Звуковые явления (5 часов)

13

 

 

Звуковые явления. Основные понятия. Источники звука.

Характеризовать звуковые явления (Н).

Разрешать учебную проблему

Использовать обобщенный план построения ответа

Регулятивные УУД:

Работать по самостоятельно составленному плану. Самостоятельно осознавать  причины своего успеха или неуспеха.

Познавательные УУД:

Преобразовывать информацию  из одного вида в другой.

Самому создавать источники информации разного типа. Коммуникативные УУД:

Приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Устный

 

 

 

Фронтальный опрос

Индивидуальный опрос

Тетрадь. Формулы. Словарные слова.

 

14

 

 

Скорость звука.

Устный

Письменный

Фронтальный опрос

Индивидуальный опрос

 

 

Задачи в тетради

 

15

 

 

Отражение звука. Эхо.

Устный

Фронтальный опрос

Индивидуальный опрос

 

Тетрадь

 

16

 

 

Решение задач «Скорость звука. Отражение звука»

Практический

Самостоятельная работа

Задачи в тетради

17

 

 

Контрольная работа №3 «Звуковые явления»

Знать материал раздела

Практический

Контрольная работа

Тетрадь 

Давление (11ч)

18

 

 

Давление в твердых телах

Характеризовать понятие давление (Н).

Разрешать учебную проблему (П).

Использовать обобщенный план построения ответа (П).

Знать материал раздела

Регулятивные УУД:

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.

Использовать наряду с основными средствами и  дополнительные: справочная литература, физические приборы.

Давать оценку своим личностным качествам.

 Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.

Преобразовывать информацию  из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.

Коммуникативные УУД:

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Различать в устной речи мнение, доказательства,  гипотезы, теории.

Устный

Индивидуальный опрос

 

Подготовка к словарному диктанту

19

 

 

Способы увеличения и уменьшения давления

Устный

Практический

Фронтальный опрос

Индивидуальный опрос

 

Тетрадь

20

 

 

Расчет давления. Решение задач.

Знать материал раздела

Практический

Фронтальный опрос

Индивидуальный опрос

 

Задачи в тетради

21

 

 

Расчет давления собственного тела на опору.

Знать материал раздела

Практический

Самостоятельная работа

Задачи в тетради

22

 

 

Давление в газах и жидкостях.

Характеризовать понятие давление в газах и жидкостях(Н).

Разрешать учебную проблему (П).

Использовать обобщенный план построения ответа (П).

 

Устный

Практический

Фронтальный опрос

Индивидуальный опрос

 

Тетрадь

23

 

 

Конференция «Блез Паскаль – выдающийся ученый»

Знать материал раздела

Устный

 

Индивидуальный опрос

 

Доклад

24

 

 

Расчет давления на дно сосуда. Решение задач.

Знать материал раздела

Уметь применять полученные знания при решении задач

Практический

Фронтальный опрос

Индивидуальный опрос

 

Задачи в тетради

25

 

 

Самостоятельная работа

Знать материал раздела

Практический

Индивидуальный опрос

 

Задачи в тетради

26

 

 

Конференция «Великий учены