Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 197 имени В.Маркелова»

 

СОГЛАСОВАНО:

Председатель  методического совета школы

_________ Т.В. Зарипова

«____» _______________  2016г

                                           УТВЕРЖДАЮ:

                 Директор МБОУ «СОШ №197»    

                  _____________ М.В. Васильева

                 «_____» ______________ 2016г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа внеурочных занятий

 «Удивительный мир науки»

с учетом требований ФГОС

на 2016/2076 учебный год

 

для учащихся 5 классов

 

срок реализации 1 год

 

 

 

Учитель физики

Кисленко Е.С.

 

 

 

 

 

 

 

Северск 2015

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа «Удивительный мир науки» разработана для обучающихся 5А классов на 2016-2017 учебный год.

Рабочая программа по предмету составлена в соответствие с требованиями  Федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы образовательного учреждения (основная школа), авторской программы А.Е.Гуревича «Физика и химия. 5–6 классы».

Программа отражает содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных работ и опытов, выполняемых обучающимися.

Программа рассчитана на 34 часов (1 час в неделю).

 Для изучения программного материала по предмету используется  учебник «Физика и химия. 5-6 классы» (учебник для  общеобразовательных учреждений, авторы А.Е.Гуревич, Д.А.Исаев, Л.С.Понтак, год  издания учебников - 2011-2012). 

              Основная форма организации учебного процесса – урок.

Технология обучения – технология проблемного обучения.

              Виды и формы контроля:

 

Вид контроля

Форма контроля

  •  

индивидуальный опрос

фронтальный опрос

  •  

физический диктант      

тест   

решение задач

  •  

лабораторная работа

лабораторный опыт

графический

таблица  

  •  

 

самоконтроль

 

 

Физика, как учебный предмет в системе основного общего образования играет фундаментальную роль в формировании у обучающихся системы научных представлений об окружающем мире, основ научного мировоззрения. В процессе изучения предмета решаются задачи развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников, овладения ими основами диалектического мышления, привития вкуса к постановке и разрешению проблем. Приобретённые школьниками физические знания являются в дальнейшем базисом при изучении биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Своими целями, задачами и содержанием образования программа «Удивительный мир науки» должен способствует формированию функционально грамотной личности, т.е. личности, которая способна использовать уже имеющиеся у неё знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений и  которая способна осваивать новые знания на протяжении  всей жизни.

 

Основные линии развития обучающихся средствами программы «Удивительный мир науки»

 

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на реализацию следующих линий развития обучающихся средствами предмета:

1)Формирование основ научного мировоззрения и физического мышления.Освоение знаний об основных методах научного познания природы, характерных для естественных наук (экспериментальном и теоретическом); физических  явлениях; величинах, характеризующих явления; законах, которым явления подчиняются.

2)Проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов.Умение обрабатывать  результаты наблюдений или измерений и представлять их в различной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения природных явлений, принципов действия отдельных технических устройств, решать физические задачи.

3) Диалектический метод познания природы. Формирование понимания  необходимости усвоения физических знаний как ядра гуманитарного образования, необходимости общечеловеческого контроля   разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития общества и разрешения глобальных проблем.

4) Развитие интеллектуальных и творческих способностей.Умение ставить  и разрешать проблему при индивидуальной и коллективной   познавательной деятельности.

5) Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни. Оценка результатов своих действий, применения ряда приборов и механизмов;  обеспечение рационального и безопасного поведения по отношению к себе, обществу, природе.

При преподавании физики в 5-6 классах достижение сформулированных выше  общих линий развития обучающихся осуществляется  в объёме, определяемом содержанием учебного предмета в данном классе.

 

Общая характеристика учебной программы«Удивительный мир науки»

 

Физика вместе с другими предметами (курс «Окружающий мир» начальной школы, физическая география, биология) составляет непрерывный школьный курс естествознания.

Построение логически связанного курса опирается на следующие идеи и подходы:

Усиление роли теоретических знаний с максимально возможным снижением весаматематических соотношений, подчас усваивающихся формально. Использование теоретических знаний для объяснения физических явлений повышает развивающее значение курса физики, ведь школьники приучаются находить причины явлений, что требует существенно большей мыслительной активности, чем запоминание фактического материала.

Генерализация учебного материала на основе  ведущих идей, принципов физики.         Задачам генерализации служит  широкое использование обобщенных планов построения ответов и ознакомление учащихся с особенностями различных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация).

Усиление практической направленностии политехнизма курса.  С целью  формирования и развития познавательного интереса учащихся к предмету преподавание физики ведётся с широким привлечением демонстрационного эксперимента, включающего   и  примеры практического применения физических  явлений и законов. Учениками выполняется значительное число фронтальных экспериментов и лабораторных  работ, в  том числе и связанных с изучением технических приборов. Предлагается решение задач с техническими данными, проведение самостоятельных наблюдений учащимися при выполнении ими домашнего задания, организация внеклассного чтения доступной научно-популярной литературы, поиски физико-технической информации в Internet.

В качестве ведущей методики при реализации программы рекомендуется использование проблемного обучения. Это способствует созданию положительной мотивации и интереса к изучению предмета, активизирует обучение. Совместное решение проблемы развивает коммуникабельность, умение работать в коллективе, решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные предметные, интеллектуальные и общие знания, умения и навыки.

На этапе введения знаний используется технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет организовать исследовательскую работу учащихся на уроке и самостоятельное открытие знаний. На уроке введения новых знаний постановка проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и организации выхода из нее одним из трех способов: 1) учитель сам заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему; 2) ученики осознают противоречие и формулируют проблему; 3) учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы.

Индивидуальная работа при выполнении домашних заданий в соответствии с выбранной образовательной траекторией (принцип минимума и максимума) развивает способность учащегося самостоятельно мыслить и действовать, нести ответственность за результаты своего труда.

 

Содержание учебного предмета «Удивительный мир науки»  (5 класс)

Содержание учебного предмета соответствует Федеральному  государственному образовательному стандарту основного общего образования.

В данной части программы определена последовательность изучения учебных тем в соответствии с задачами обучения.  Указан минимальный перечень демонстраций, проводимых  учителем в классе, лабораторных работ и опытов, выполняемых учениками.

Введение

Природа живая и неживая. Явления природы. Человек – часть природы. Влияние человека на природу. Необходимость изучения природы и бережного отношения к ней. Охрана природы. Физика– науки о природе. Что изучает физика. Тела и вещества. Научные методы изучения природы: наблюдение, опыт, теория. Знакомство с простейшим физическим и оборудованием. Измерительные приборы: линейка, измерительная лента, весы, термометр, мензурка (единицы измерений, шкала прибора, цена деления, предел измерений, правила пользования).

 

Лабораторные работы

Определение цены деления измерительных приборов

Тела и вещества

Характеристики тел и веществ (форма, объем, масса, плотность). Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества. Масса тела. Массы различных тел в природе. Эталон массы. Весы.Объем, Мензурки. Температура. Термометры. Термосы.

Делимость вещества. Молекулы, атомы. Представление о размерах частиц вещества. Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой. Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах. Взаимодействие частиц вещества и атомов. Пояснение строения и свойств твердых тел, жидкостей и газов с молекулярной точки зрения. Плотность вещества.

 

Лабораторные работы

Наблюдение различных характеристик физических тел

Определение размеров физического тела

Измерение объема жидкостис помощью мензурки

Измерение объема твердого тела с помощью мензурки

 Измерение массы с помощью рычажных весов

Измерение температуры воды и воздуха

Наблюдение различных состояний вещества

Определение плотностейразличныхвеществ

Определение плотности собственного тела

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебной программы«Удивительный мир науки»

Личностными результатами изучения программы «Удивительный мир науки» являются следующие умения:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:

-  вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;

- учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их изменения. 

Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.

Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.

Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Учиться  выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение своегоздоровья, а также близких людей и окружающих.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.

 

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и, прежде всего, продуктивные задания учебника, нацеленные на:

- формирование  основ научного мировоззрения и физического мышления;

- воспитание убежденности в возможности диалектического познания природы;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей.

Метапредметными результатами изучения курса «Удивительный мир науки»является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.

Работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами и  дополнительные: справочная литература, физические приборы, компьютер.

Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства.

Самостоятельно осознавать  причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

Средством формирования регулятивных УУД служит соблюдение технологии проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

 

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.

Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Представлять  информацию в виде  конспектов, таблиц, схем, графиков.

Преобразовывать информацию  из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.

Использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.

Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать  правила информационной безопасности.

Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче программно-аппаратные средства и сервисы.

Средством формированияпознавательных УУД служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:

- проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов;

- воспитание убеждённости в возможности диалектического познания природы;

- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни.

 

Коммуникативные УУД:

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

Учиться критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Различать в письменной и устной речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы, факты),  гипотезы, аксиомы, теории.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством  формирования коммуникативных УУД служит соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения предмета «Физика» являются следующие умения:

Формирование основ научного мировоззрения и физического мышления:

- различать экспериментальный и  теоретический способ познания природы;

- характеризовать понятие об атомно-молекулярном строении вещества и трёх состояниях вещества.

 

Проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов:

- оценивать абсолютную погрешность  измерения, применять метод рядов.

 

Диалектический метод познания природы:

- обосновывать взаимосвязь характера теплового движения частиц вещества и свойств вещества.

 

Развитие интеллектуальных и творческих способностей:

- разрешать учебную проблему при введении понятия  плотности вещества.

Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни:

- определять цену деления  измерительного прибора;

-измерять массу и объём тела, температуру тела, плотность твёрдых тел и жидкостей;

- на практике применять зависимость быстроты процесса диффузии от температуры вещества.

Программа предусматривает формирование у школьников следующих общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

 

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

 

 

Учебно-тематический план

 

п/п

 

Раздел

 

Тема раздела

 

Количество  часов

В том числе

изучение материала

лабораторная работа

1

Введение

 

 

8

7

1

2

Тела и вещества

 

 

27

17

9

Всего

35

24

10

 

 

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

 образовательного процесса

 

Литература и средства обучения

 

Основная и дополнительная учебная литература

 

1. Сборник нормативных документов. Физика. -  М.: Дрофа, 2010

2. Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. Физика и химия. 5-6 классы: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2011

3. Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. Преподавание физики и химии в 5-6 классах средней школы.– М.: Просвещение, 2006

4. Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты: Учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2000

5. Демонстрационные опыты по физике / Буров В.А. и др., под ред. А.А.Покровского. -  М.: Просвещение, 1986

6. РодинаН.А., ГутникЕ.М.. Самостоятельная работа учащихся по физике. - М.: Просвещение, 1997

7. Пайкес В.Г. Дидактические материалы по физике.– М.:, Аркти, 1999

8. Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике.– М.: Просвещение, 2000

9. Антипин И.Г. Экспериментальные задачи по физике. – М.: Просвещение, 1994

10. Чеботарева А.В. Самостоятельные работы учащихся по физике. – М.: Просвещение, 1997

11. Чеботарева А.В. Дидактический материал по физике. – М.: Школа-Пресс, 1994

12. Постников А.В. Проверка знаний учащихся по физике.– М.: Просвещение, 1992

13. Гутник Е.М. Качественные задачи по физике.– М.: Просвещение, 1995

 

Учебные и справочные пособия

 

  1. Енохович А.С. Справочник по физике и технике. – М.: Просвещение, 2001
  2. Лукашик В. И. Сборник задач по физике. – М.: Просвещение, 2006
  3. Золотов В.А. Вопросы и задачи по физике. – М.: Просвещение, 2001
  4. Энциклопедический словарь юного физика. – М.: Педагогика, 1995
  5. Книга для чтения по физике. Учебное пособие для учащихся 6-7 классов средней школы/составитель И.Г.Кириллова. – М.: Просвещение, 1996

Электронные пособия

 

  1. Виртуальная школа Кирилла  и  Мефодия. Уроки физики Кирилла и Мефодия.
  2. Физика. Библиотека наглядных пособий  под редакцией Н.К. Ханнанова
  3.  Мультимедийные  приложенияк учебнику Н.С. Пурышевой, Н.Е. Важеевской.
  4. Живая физика
  5. Уроки физики с применением информационных технологий
  6. Открытая физика 1.1

 

 

Средства обучения

1. Ноутбук

2. Проекционная лампа

3. Классная доска

4. Проекционный экран

5. Принтер

6. Звуковоспроизводящие колонки

7. Демонстрационное оборудование

8. Лабораторное оборудование

9.Наглядные таблицы  по разделам физики

10. Сборники задач

11. Дополнительная литература по предмету

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование уроков физики и химии в 5А 5Б  классах

 

№ урока

Дата прохож-дения темы

Тема урока

Основные виды

учебной деятельности обучающихся

Формирование УУД

Вид

контроля

Форма

контроля

Домашнее задание

 

план

факт

 

 

 

 

 

 

Введение  (8 часов)

1/1

 

 

Явления природы. Человек – часть природы. Влияние человека на природу.

Различать способы познания природы (Н), оперировать пространственно-временными масштабами мира (П).

Знатьизмерительные приборы (Н).

Определятьцену деления  измерительных приборов (Н).

Регулятивные УУД:

Работать по плану, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства.

Уметь оценивать степень успеха или неуспеха своей образовательной деятельности.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.

Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Представлять  информацию в виде  конспекта, рисунка, схемы.

 

Устный

Фронтальный опрос

Словарные слова

2/2

 

 

Что изучает физика. Тела и вещества.

Устный

Фронтальный опрос

Индивидуальный опрос

Словарные слова. Стихотворение

3/3

 

 

Измерительные приборы. Определение цены деления измерительных приборов

Лабораторный опыт  «Знакомство с лабораторным оборудованием и измерительными приборами»

Устный

Практический

Фронтальный опрос

Индивидуальный опрос

Лабораторный опыт

Ц/д домашних приборов

4/4

 

 

Физические величины. Единицы физических величин. Эталоны.

Различать понятия: физические величины,  единицы физических величин

Устный

Фронтальный опрос

 

Словарные слова

5/5

 

 

Единицы измерения с древности и до наших дней.

Различать единицы физических величин 

Устный

Фронтальный опрос

 

Тетрадь

6/6

 

 

Л/Р №1 «Определение цены деления измерительных приборов»

Определятьцену деления  измерительных приборов (Н).

Практический

Лабораторная работа

Подготовка к конференции

7/7

 

 

Урок-конференция «Самые выдающиеся физики!»

Знать выдающихся физиков.

Уметь грамотно докладывать материал

Пользоватьсядополнительной литературой

Устный

Индивидуальный опрос

 

Подготовка к словарному диктанту

8/8

 

 

Физический диктант

Знать словарные слова

 

 

Письменный

Диктант

Подготовка к работе над ошибками

Тела и вещества (27 часов)

9/1

 

 

Характеристики тел и веществ. Лабораторная работа №2 «Наблюдение различных характеристик физических тел»

Различать характеристики тел.

Коммуникативные УУД:

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Регулятивные УУД:

Работать по плану, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства.

Уметь оценивать степень успеха или неуспеха своей образовательной деятельности.

Практический

Лабораторная работа

Отчет

10/2

 

 

Л/р №3 «Определение размеров физического тела»

Уметь определять линейные размеры тел

Практический

Лабораторная работа

Отчет

11/3

 

 

Лабораторная работа №4  «Измерение объема жидкостис помощью мензурки»

Определятьцену деления  измерительного прибора и объема жидкости при помощи мензурки (Н), оформление лабораторной работы.

Практический

Лабораторная работа

Отчет

12/4

 

 

Лабораторная работа №5  «Измерение объема твердого тела с помощью мензурки»

Определятьцену деления  измерительного прибора и объема твердого тела при помощи мензурки (Н), оформление лабораторной работы.

Практический

Лабораторная работа

Отчет

13/5

 

 

Масса тела. Эталон массы. Весы.
 

Применять полученные знания для решения практической задачи измерения массы (Н).

Пользоватьсяизмерительными приборами (весами) и определять массу тел (Н).

Регулятивные УУД:

Работать по плану, используя самостоятельно подобранные средства.

Уметь оценивать степень успешности своей образовательной деятельности.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.

Представлять  информацию в виде  таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Устный

 

 

Письменный

Фронтальный опрос

 

Тест

Правила пользования рычажными весами

14/6

 

 

Лабораторная работа № 6

« Измерение массы с помощью рычажных весов»

Практический

Лабораторная работа

Отчет

15/7

 

 

Температура. Термометры.

Лабораторный опыт  «Измерение температуры воды и воздуха»

Характеризовать

понятие температуры (М).

 

Устный

Практический

Фронтальный опрос

Лабораторный опыт

Зарисовать термометр

16/8

 

 

Лабораторная работа № 7 «Измерение температуры воды и воздуха».

 


 

Применять полученные знания для решения практической задачи измерения температуры (Н).

Пользоватьсяизмерительными приборами (термометром) и определять температуру  (Н).

Устный

Практический

Фронтальный опрос

Индивидуальный опрос

Лабораторный опыт

Подготовка к семинару

17/9

 

 

Урок-семинар «Кто изобрел термометр?»

Пользоватьсядополнительной литературой

Коммуникативные УУД: работать в группах

Устный

Доклад

Тетрадь

18/10

 

 

Термос. Принцип действия термосов. История создания термосов.

Знать строение термосов. Принцип действия. Историю.

 

Устный

Практический

Фронтальный опрос

 

Подготовить материалы для изготовления термоса

19/11

<