Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 197 имени В.Маркелова»
СОГЛАСОВАНО: Председатель методического совета школы _________ Т.В. Зарипова «____» _______________ 2016г |
УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «СОШ №197» _____________ М.В. Васильева «_____» ______________ 2016г |
Программа внеурочных занятий
«Я исследователь»
с учетом требований ФГОС
на 2016/2076 учебный год
для учащихся 6 классов
срок реализации 1 год
Учитель физики
Кисленко Е.С.
Северск 2015
Пояснительная записка
Данная авторская программа курса «Я - исследователь» предлагается для проведения внеурочной деятельности в 6 классах. Содержание программы имеет особенности, обусловленные, во - первых, задачами развития, обучения и воспитания учащихся заданными социальными требованиями к уровню развития их личностных и познавательных качеств; во - вторых, психологическими возрастными особенностями обучающихся, так как обучение исследовательской деятельности должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование - быть посильным, интересным и полезным.
Программа включает пояснительную записку с требованиями к результатам обучения; содержание курса с перечнем разделов; поурочное тематическое планирование.
Общая характеристика курса
Предлагаемый курс - курс для младших подростков, в содержании которого рассматриваются пути познания человеком природы через исследование.
Данная внеурочная деятельность в основной школе направлена на достижение следующих целей:
-получение учащимися представлений о методах научного познания природы; формирование элементарных умений, связанных с выполнением исследования и эксперимента;
-формирование у учащихся устойчивого интереса к предметам естественно - научного цикла, в частности, к физике.
Особое внимание в курсе уделено фронтальным экспериментальным заданиям. Предполагается, что важное место в процессе работы над курсом займут рисунки различных явлений, опытов. Деятельностный подход в содержании данной внеурочной деятельности позволяет решать ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие, понимание и запоминание знаний, создавать условия для высказывания подростком суждений научного, нравственного, эстетического характера по поводу взаимодействия человека и природы. Воспитывающая функция курса заключается в «формировании у младших подростков познания окружающего мира и своих связей с ним: экологически обоснованных потребностей, интересов.
Основное содержание курса включает разделы:
«Введение», в котором даётся представление о курсе «Я - исследователь», о исследовательской деятельности, «Изучаем воздух», «Изучаем воду», «Изучаем свет», «Изучаем движение».
Содержание данной программы строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную исследовательскую и практическую деятельность является условием приобретения прочных знаний.
Курс рассчитан на 35 учебных часов из расчёта 1 учебный час в неделю.
Результаты освоения курса «я — исследователь» .
Личностные результаты:
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
-формирование мотивации к изучению в дальнейшем физики;
-формирование личностного отношения друг к другу, к учителю
Метапредметные результаты:
-освоение приёмов исследовательской деятельности(составление плана, использование оборудования, формулирование выводов т.п)
-формирование приёмов работы с информацией, представленной в различной форме(таблицы, рисунки), на различных носителях (книги, Интернет, CD);
-развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации (ведение дискуссии, работа в группах, выступление с сообщениями и т.д)
Предметные результаты:
- освоение базовых естественно - научных знаний, необходимых для дальнейшего изучения физики;
-формирование элементарных исследовательских умений
Содержание курса внеурочной деятельности (1 час в неделю)
1. Введение (1 час)
Природа. Явления природы. Необходимость исследования природы. Научные методы изучения природы. Простейшее физическое оборудование. Измерительные приборы
2. Изучаем воздух (9 часов)
Где есть воздух. Вес воздуха. Давление воздуха. Атмосферное давление. Холодный и горячий воздух. Ветер. Воздух и горение. Звуки
3. Изучаем воду (8 часов)
Сила воды. Условия плавания. Поверхностное натяжение Превращения воды. Водные растворы.
4. Изучаем свет (8 часов)
Луч света. Отражение. Преломление. Цвета. Как сохранить изображение. Как управлять световым лучом.
5. Изучаем движение (7 часов)
Свободное падение. Вес. Движение и покой. Трение. Простые механизмы. Равновесие. Передача движения.
6. Итоги курса (2 часа)
Календарно-тематическое планирование уроков физики и химии в 5А 5Б классах
№ урока |
Дата прохож-дения темы |
Тема урока |
Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Формирование УУД |
Вид контроля |
Форма контроля |
Домашнее задание |
||
|
план |
факт |
|
|
|
|
|
|
|
Введение (1 часов) |
|||||||||
1 |
|
|
Введение |
Различать способы познания природы (Н), оперировать пространственно-временными масштабами мира (П).
|
Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия. Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
|
Устный |
Фронтальный опрос |
Словарные слова |
|
Изучаем воздух (9ч) |
|||||||||
2 |
|
|
Воздух есть везде |
|
|
Устный |
Фронтальный опрос Индивидуальный опрос |
Словарные слова. Стихотворение |
|
3 |
|
|
Давление воздуха |
|
Устный Практический |
Фронтальный опрос Индивидуальный опрос Лабораторный опыт |
Ц/д домашних приборов |
||
4 |
|
|
Холодный и горячий воздух. |
Различать понятия: физические величины, единицы физических величин |
Регулятивные УУД: Работать по плану, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства. Уметь оценивать степень успеха или неуспеха своей образовательной деятельности. Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия. Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Представлять информацию в виде конспекта, рисунка, схемы.
|
Устный |
Фронтальный опрос
|
Словарные слова |
|
5 |
|
|
Полет. |
Различать единицы физических величин |
Устный |
Фронтальный опрос
|
Тетрадь |
||
6 |
|
|
Воздух и горение |
Определятьцену деления измерительных приборов (Н). |
Практический |
Лабораторная работа |
Подготовка к конференции |
||
7 |
|
|
Звуки |
Знать выдающихся физиков. Уметь грамотно докладывать материал Пользоватьсядополнительной литературой |
Устный |
Индивидуальный опрос
|
Подготовка к словарному диктанту |
||
8 |
|
|
Выполнение исследовательских заданий |
Знать словарные слова
|
|
Письменный |
Диктант |
Подготовка к работе над ошибками |
|
9 |
|
|
Выполнение исследовательских заданий |
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
Итоговое занятие по теме «Изучаем воздух» |
|
|
|
|
|
|
Изучаем воду (8 часов) |
|||||||||
11 |
|
|
Как движется вода |
Различать характеристики тел. |
Коммуникативные УУД: Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Регулятивные УУД: Работать по плану, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства. Уметь оценивать степень успеха или неуспеха своей образовательной деятельности. |
Практический |
Лабораторная работа |
Отчет |
|
12 |
|
|
Поверхностное натяжение |
Уметь определять линейные размеры тел |
Практический |
Лабораторная работа |
Отчет |
||
13 |
|
|
Плавание тел |
Определятьцену деления измерительного прибора и объема жидкости при помощи мензурки (Н), оформление лабораторной работы. |
Практический |
Лабораторная работа |
Отчет |
||
14 |
|
|
Превращение воды |
Определятьцену деления измерительного прибора и объема твердого тела при помощи мензурки (Н), оформление лабораторной работы. |
Практический |
Лабораторная работа |
Отчет |
||
15 |
|
|
Водные растворы |
Применять полученные знания для решения практической задачи измерения массы (Н). Пользоватьсяизмерительными приборами (весами) и определять массу тел (Н). |
|
Устный
Письменный |
Фронтальный опрос
Тест |
Правила пользования рычажными весами |
|
16 |
|
|
Выполнение исследовательских заданий |
Практический |
Лабораторная работа |
Отчет |
|||
17 |
|
|
Выполнение исследовательских заданий |
|
|
|
|
|
|
18 |
|
|
Итоговое занятие по теме «Изучаем воду» |
Характеризовать понятие температуры (М).
|
Устный Практический |
Фронтальный опрос Лабораторный опыт |
Зарисовать термометр |
||
Изучаем свет (8ч) |
|||||||||
19 |
|
|
Световые лучи |
Применять полученные знания для решения практической задачи измерения температуры (Н). Пользоватьсяизмерительными приборами (термометром) и определять температуру (Н). |
|
Устный Практический |
Фронтальный опрос Индивидуальный опрос Лабораторный опыт |
Подготовка к семинару |
|
20 |
|
|
Отражение света |
Пользоватьсядополнительной литературой |
Коммуникативные УУД: работать в группах |
Устный |
Доклад |
Тетрадь |
|
21 |
|
|
Преломление света |
Знать строение термосов. Принцип действия. Историю. |
|
Устный Практический |
Фронтальный опрос
|
Подготовить материалы для изготовления термоса |
|
22 |
|
|
Цвета |
Знать строение термоса. Уметь работать в паре |
Коммуникативные УУД: работать в группах Познавательные УУД: обобщать изученные понятия. Регулятивные УУД: Работать по плану. Использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, физические приборы.
|
Практический |
Фронтальный опрос
|
Тетрадь |
|
23 |
|
|
Сохранение изображения |
Практический |
Фронтальный опрос
|
Тетрадь |
|||
24 |
|
|
Выполнение исследовательских заданий |
Устный Практический |
Индивидуальный опрос
|
Отчет |
|||
25 |
|
|
Выполнение исследовательских заданий |
|
|
Устный Практический |
Фронтальный опрос Индивидуальный опрос Лабораторный опыт |
Тетрадь |
|
26 |
|
|
Итоговое занятие по теме «Изучаем свет» |
|
|
Устный
Практический |
Фронтальный опрос Индивидуальный опрос
Лабораторный опыт
|
Словарные слова |
|
Изучаем движение |
|||||||||
27 |
|
|
Падение предметов вниз |
|
|
Устный
|
Фронтальный опрос
|
Таблица |
|
28 |
|
|
Движение и покой |
|
|
Устный |
Фронтальный опрос |
Отчет. Подготовка к самостоятельной работе |
|
29 |
|
|
Преодоление земного притяжения |
|
|
Практический |
Самостоятельная работа |
Подготовка к работе над ошибками |
|
30 |
|
|
Равновесие
|
Разрешать учебную проблему при введении понятия плотности вещества (Н). Аргументировать различия в плотности газов, жидкостей и твёрдых тел различием в их внутреннем строении (П). |
Регулятивные УУД: Выдвигать версии решения проблемы. Работать по плану, используя самостоятельно подобранные средства. Уметь оценивать степень успешности своей деятельности. Познавательные УУД: Использовать различные виды чтения. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия. Представлять информацию в виде таблицы, схемы. Коммуникативные УУД: Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
|
Устный
|
Фронтальный опрос
|
Тетрадь. Учить формулы |
|
31 |
|
|
Передача движения |
Решать физические задачи Знать формулу для определения плотности
|
Практический |
Индивидуальный опрос
|
Задачи в тетради |
||
32 |
|
|
Выполнение исследовательских заданий |
Практический |
Индивидуальный опрос
|
Задачи в тетради |
|||
33 |
|
|
Итоговое занятие по теме «Изучаем свет» |
|
Практический |
Самостоятельная работа |
Подготовка к работе над ошибками |
||
34 |
|
|
Подведение итогов курса «Я-ислледователь» |
|
|
Практический |
Лабораторная работа |
Отчет |
|